суббота, 1 августа 2015 г.

Цикл "Мои сочинения" Достойно есть.

Трудно сказать, почему именно я уселся за перо. Во многом причиной этому благоприятная обстановка, а именно тишина, располагающая атмосфера в месте, где я живу. И конечно инструмент - недавно купленное пианино, которое появилось в моем доме. Без него-то уж точно я ничего не начал бы сочинять.

Звуки хора, которые я слышал каждый день, в конце концов в моем существе начали приобретать индивидуальные краски и выстраиваться во что-то иное. А еще говорят, что художник должен быть голодным, и знаете, отчасти это справедливо. В тот момент у меня как раз с деньгами было не очень, так что приходилось какое-то время поголодать. И вот в такие постные вечера, особенно при приеме ванны вдруг я стал слышать какое-то пение хора. Вот тут-то все и начиналось...

Работалось быстро. Практически за ночь "Достойно есть" было написана.  Задумывалось это сочинение как часть цикла, то есть Литургии. И поскольку Херувимская, написанная к тому времени была возвышенно печальной, с элементами, если хотите, трагики, то "Достойно" должно было немного осветлить этот триптих. "Милость мира" к тому времени еще не была написана и она даже не обдумывалась, но в глубине души она тоже мерещилась мне светлой и невесомой.

"Достойно" получилась в духе какого-нибудь Adagio из концерта Бортнянского. Я их очень люблю и внимательный слушатель без труда смог бы обнаружить нотки Мастера, при всем при том мне не хотелось слишком утяжелять фактуру и углубляться в интонационную разработку. Так в принципе все и вышло, пальцы сами все сыграли, оставалось только записать. Единственное - в первом варианте не хватало слов "Сущую Богородицу" (я в порыве вдохновения забыл про них), и мой, еще тогда смешанный хор,  так и репетировал, пока я сам не обнаружил недостачу.

Уже в октябре хор исполнил это песнопение в концерте Фестиваля духовной музыки в одном из известных Пражских храмов.
Я старался писать так, чтобы это можно было исполнить на концерте и чтобы эта музыка как можно скорее зазвучала в храмах на литургии - а это непростая задача, быть в рамках канона, не позволить себе увлечься неуместными красотами. Короче в традиционных рамках придумать нечто индивидуальное. И мне кажется что получилось.

Исполнять "Достойно" лучше хором количеством не менее двух голосов на партию. Темп должен быть очень сдержанный, но не тягучий, со стремлением вперед. Сопрано не нужно форсировать верхние ноты, а исполнять просто и светло.

Добавлю, что через полгода я немного изменил  кое что в голосоведении у теноров и басов,  и начал подумывать в следующих частях цикла.

Вы можете скачать это произведение прямо здесь. Музыка разрешена к исполнению автором.

Алексей Клепцин.



Продолжение читайте здесь.


В начало цикла "Мои сочинения"
В начало блога
 
#kleptsin #scores #dostoinoest #choirmusic #liturgicalmusic #music #chirchmusic #prague #bogorodica          

Комментариев нет:

Отправить комментарий